| Портфолио ученика начальной
школы как метод оценивания личностного роста
в рамках внедрения ФГОС НОО
Мы заведем
особенную папку – потфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она
необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из
вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и
других людей, которые захотят узнать вас лучше.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в
рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и
развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой
деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные
интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями
("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить
акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио
творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен
стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен
отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению
самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого
ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно
усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка
за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной
деятельности или творческой работе, а не его результат.
Цели
формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений
школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая
демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений,
являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника
начальной школы.
Структура портфолио:
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует.
Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти
творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное,
чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не
назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и
т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально
подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только
в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой,
коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.
Примерная
структура портфолио :
1)ТИТУЛЬНЫЙ
ЛИСТ
Содержит основную информацию
(фамилия имя и отчество; учебное заведение,
класс), контактную информацию и фото ученика.
2)РАЗДЕЛ
"МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
Возможные заголовки листов:
· "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия,
можно найти информацию о том, что она означает.
· "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене
семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
· "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне),
о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с
ребенком схему маршрута от дома до
школы Важно чтобы на ней
были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
· "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах,
увлечениях.
· "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается
ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в
музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
· "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
· "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных
предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".
Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом
предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
3)РАЗДЕЛ
"МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету.
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами,
интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости
чтения, творческими работами.
4)РАЗДЕЛ
"МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно
отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в
школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень
много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких
сообщений на тему.
5)РАЗДЕЛ
"МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно
поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу
ребенку при наполнении этого раздела!
6)РАЗДЕЛ
"МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных
программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение
экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя
которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность
выразить свои впечатления.
7)РАЗДЕЛ
"МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а
также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует
разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в
спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а,
например, в хронологическом порядке.
8)РАЗДЕЛ
"ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений.
9)РАЗДЕЛ
- "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно
часто.
Важно
помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением
портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он
взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала
построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные
усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс
осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным
результатам и осознание своих возможностей.
Предварительные результаты
Формы оценки портфолио каждый ученик определяет
для себя сам. Это может быть:
• публичная презентация
в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании
родителей);
• выставка «портфелей*
(по желанию учащихся).
Критерии оценки портфолио также определяются
индивидуально:
• творчество;
• факторы, отражающие
развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться,
самоконтроль и самооценка);
• понимание и полнота
отражения учебного материала.
Предварительные результаты
Работа по технологии
портфолио позволяет учителю:
• оценить уровень
самостоятельности детей;
• выявить проблемы в
формировании у них самооценки;
• определить
преобладающую мотивацию ребенка;
• оценить уровень
владения умениями и навыками.
Материалы для формирования
портфолио учеников
| |